1111

Вытаскивание из трещины. Памир-92, Дарвазские ледопады, 1-яступень.



Да... Когда я был чистым теоретиком, я считал, что в трещину никогда не провалюсь. Наивный... Конечно, рассматривая окружающий рельеф, изгибы ледника, ледопады, характер открытых участков при их наличии - можно с определенной вероятности просчитать наличие/отсутствие коварных трещин на преодолеваемом участке закрытого ледника. И выбор сезона, и обильные снегопады тоже могут менять картину... Так же, как и выбор сезона... Но... Но ни один из этих критериев не даст вам 100% гарантии от возможности там все же побывать - увы...22222

В ледопаде Тугбельчи... Китай-2002.

Так, вот, пока я был теоретиком, я думал так: вот я наступаю ногой на трещину, мост начинает проваливаться, я отталкиваюсь, прыгаю... (вперед, взад, вбок - т.е. куда-нибудь). Действительность оказалась несколько иной... Сам я считаю, что у меня неплохая реакция на непредвиденные ситуации. В частности, когда я летал на южной стене Энергии в Фанах, лишний раз тогда убедился, что мои мысли о себе как-то соответствуют действительности. Мы тогда буквально с первой перилины по пологой косой скальной полки выходили на вертикаль. Шурик шел первым, с полки шел выход немного вправо (т.е. в сторону от полки) и дальше вверх по контрфорсу, почти по вертикали. Ну и вниз под попой - вертикаль... Чего там Шурик намудрил - сложно понять, но где-то на 10-м метре вертикали веревка закончилась, он заложил там френд и спустился по перилам, т.к. приличного места там не было, и выпускать следующего (т.е. меня) удобнее было с полки. Но нижнюю часть, естественно, я полез по готовым перилам. Хорошо - без рюкзака... Где-то на 5-6-м метре вся эта прелесть вылетела. Френд в смысле... Сколько мне пришлось бы лететь - сложно сказать... Страховка-то была в станции, но держать меня - фактически не держали, т.к. по перилам же шел к последней точке... Влад, конечно, за веревку ухватиться успел, но лететь мне должно быть предстояло метров 15-20... А то и больше. Но за время разгона (вспоминаю - "жить захочешь - не так раскорячишься) я каким-то образом развернулся, оттолкнулся и спланировал на полку аккурат на 4-ре кости - то бишь на локти и колени... Что-то отбил, что-то ободрал, но - ничего не сломал... Отряхнулся, вспомнил, конечно, всем известные слова и полез снова...

Вот. Поэтому и считал, что реакция - это все (правда, последние события были позже, чем встречи с трещинами, но это не имеет значения)... Так вот, когда от теории я перешел к практике, действительнось оказалась совсем другой... Да, я шел первым, читал рельеф, кое-где трещины "читались", имея здесь совсем небольшие размеры - до 1 м, я их перешагивал... И тут выключили свет... Ну и на морду посыпались снег, мелкие сосульки и прочий мусор... Так, примерно, это происходит. Идешь, идешь - и вдруг - темно.

Меня только что вытащили из трещины на теплое солнышко... Памир-90.

Вывод - есть закрытый ледник - свяжись. Так как 100% гарантии от падения не даст никто. 

Связки. Классическая связка предполагает 10-12 (ну, максимум - 15) м между партнерами, при связке-тройке (оптимальной для преодоления закрытых ледников) уходит на связку около 25-30 м веревки, если у вас полтинник, то у крайних партнеров остается по "хвосту" 10-12 м - использовать на случай относительно глубокого падения в трещину.

А как удобнее? Удобнее, естественно, в двойке. То есть, с точки зрения безопасности чем больше народу в связке, тем надежнее. А с точки зрения удобства - чем меньше. Почему? Потому что все ходят по разному, и чем больше народу в связке, тем больше торможения, рывков, и т.д. Поэтому оптимальный состав связок - 2-3 чел., а лучший в плане обеспечения безопасности - соответственно, связка-тройка. Для обеспечения страховки на закрытом леднике лучше идти с ледорубом - в этом случае он вщелкивается не в систему, а в вашу петлю на связочной веревке. Почему? Потому, что при организации страховки вы легко освобождаетесь выщелкиванием одного карабина. Да, если на серьъезной вертикали модно, и очевидно правильно в систему ввязываться основной веревкой, на закрытых ледниках лучше вщелкиваться, особенно если вся ваша команда - 2 человека. Так как при глубоком падении в трещину вам по любому нужно будет подойти к партнеру, а вывязываться гораздо менее удобно, чем отстегнуться. Среднего ввязывают, как правило, на австрийский проводник. Но иногда, для удобства маневрирования, особенно в ледопадах, средний ввязывается на схватывающий узел. Я такой способ не люблю, поэтому никогда не применял, но каких-то особых противоречий не вижу, хотя из-за некоторых остальных неудобств считаю правильным его избегать. Примерно в 0,5 м от своего узла вяжется еще один - так же типа австрийского проводника. Для чего? Туда при падении в трещину и последующего задержания загоняется ледоруб у того, кто держит партнера сверху - таким образом разгружается грудная, и можно подобраться к партнеру для "выяснения отношений". В эту петлю (у среднего их лучше иметь две, на случай падения любого из двух других партнеров) вщелкивается самостраховка рюкзака - если вы рюкзак потерять не хотите, лучше его пристраховать. Почему в петлю на расстоянии? потому что при падении и последующем освобождении от рюкзака он окажется примерно на уровне вашего пояса - во-первых, можно на него сесть, во-вторых, достать, например, теплую одежду (пуховку), примус, там, сварить кофейку... Тогда сам процесс доставания, даже если он затянется, не будет каким-то критичным событием. В принципе, хорошо поблизости иметь какие-то средства для вытаскивания - петлю для схватывающего (иногда схватывающий может быть навязан на связочную веревку выше (дальше) второй петли - как заготовка для вылезания или вытаскивания (этот схватывающий м.б. жюмаром, кулачком и др. приспособлением для работы). Ну это так, лирика...

Как идти? Как там на медведя ходят? Главное - не бояться. Т. е. плохо, если первый будет зондировать каждый свой шаг - можно какой-нибудь ледопад неделями идти. А что там трещина - ну, выключили свет... Веревка между партнерами должна висеть свободно, но в натяг - не как уже клюнувшую рыбу, а так - веревка вниз-к партнеру-вверх. Такой минимальный провис при падении любого, как правило приводит к тому, что вы проваливаетесь да ее натяжения - это, по опыту, примерно на 0,5-1 м ниже края трещины. А если мост притормаживает слегка, то бывает партнер успевает придержать (если видит) и проваливаешься до подмышек. При правильной работе такое падение - это как рабочий срыв - никаких последствий, если идет группа, а не двойка - вытаскивание занимает не больше 5 мин. и вы идете дальше...

33333

 

В ледопаде ледника Разорванный, Тянь-Шань-91


А как правильно? Во-первых, веревка должна быть, как выше уже сказано, почти натянута. А это значит, что если первый начинает маневрировать, отходить назад, напарник (второй, третий) должен приостановиться и/или отойти немного назад и/или выбрать связочную веревку, потом выдать. Во-вторых, если приходится идти вдоль трещин, для соблюдения вышесказанного необходимо идти параллельными курсами - т.е. в каких-то случаях тропить две тропы. Иногда это правило соблюсти сложно еще и потому, что с другой стороны - тоже трещина, не позволяющая разойтись в параллель.

Вот, коротко об организации связок. А что же опыт?

Да, конечно, сейчас ходят, как правило, с палками, но ледоруб или иные средства страховки на снегу (до льда, как правило, на закрытых ледниках добраться сложно) должны быть в шаговой доступности. 

Задержание. Если не удалось по тем или иным причинам предотвратить глубокое падение в трещину, при задержании нужно максимально увеличить площадь трения - т.е. упасть на склон. Далее - зарубаться или загребать снег руками - до остановки. Если же вы преодолеваете сильно наклонный ледник, где сам срыв по склону уже требует активных действий по самозадержанию - наличие ледоруба вместо палок - обязательно (и это может не спасти - вспомним, как недавно погиб альпинист в ледопаде на п. Ленина - его сорвали партнеры по связке). После остановки нужно организовать станцию. Если снег глубокий - это ледоруб в петлю, куда пристрахован рюкзак. Если легко добраться до льда ледобур. Ну и любые варианты по ситуации. Затем - связь с упавшим (если движение - группой, то эти действия, естественно, происходят одновременно).

Практика. Мой пример - это Памир, 1990-й год. Чуть позже, на том же леднике, у меня провалилась еще участница - метра на три - там как раз была ситуация, когда из-за малого расстояниямежду трещинами не удавалось полноценно разложиться в параллельное движение, а идти надо было вдоль трещины до начала мостов... Ну а провлились - сильно рано на мост повернули... Думаю, прошли бы еще пару метров - перешли бы без проблем. Зато спасы были веселые, т.к. из-за боковой подсветки в трещине было светло, хоть кино снимай.

Много проваливались на подходах к Гармо в Дарвазских ледопадах, в Китае на леднике Тугбельчи... Все падения были штатными, т.е. спасработы занимали 5-10 мин., тут же про них забывали и шли дальше - это как раз такие действия, которые и должны быть всегда на закрытых ледниках.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Авторизация

Погода в Алматы

snowdragons2

 

snowdragons1

 

snowdragons3

 

snowdragons4

 

О сайте

Сайт www.mount.kz был создан командой "Снежных драконов" - путешественников и искателей приключений, которые живут в городе Алматы у подножия самого северного хребта горной страны Тянь-Шань.

1madina.png2tailan_group.png3restoran-tailan.png4xoz.png5mountkz.png6tailancopy.png
Яндекс.Метрика