Вереница внедорожников шла по Капшагайской трассе на восток – участники международного трофи-марафона «Тянь-Шань» старались держаться в одном обозе. В караване ехали участники марафона, судьи, спортивные комиссары, пресса.

В ночи мимо периодически проносились длинномеры. Водители грузовиков привычно спешили по своим делам на китайскую границу. Одна фура упорно шла в правом ряду, и судья, ехавшая следом на джипе-коротыше, никак не могла обогнать грузовик слева. Тогда она вдруг решила обойти его справа, по грунту.

И перевернулась. При дневном свете она могла бы видеть угол наклона осыпи, но в свете фар все так обманчиво...

В Казахстане очень развито джиперское движение. Джип-клубы проводят соревнования, и, независимо от времени года, владельцы полноприводных машин путешествуют по горам, по долам. Мест красивых у нас много, а опыт езды по бездорожью есть не у всех, но когда-то же надо начинать. Чтобы не попасть в неприятную историю, обратимся за советом к специалисту по вопросам выживания Олегу Щукину.

– Во внештатные ситуации часто попадают люди, которые путешествуют на автомобилях. Это рыбаки, охотники, джиперы, – говорит Олег. – Вот поехали они разведать новые места, а машина сломалась или застряла, и надо принимать решение – либо сидеть на месте и ждать спасателей, либо идти за помощью самим. Все зависит от времени года, от того, насколько далеко от населенных пунктов вы уехали, и от того, насколько серьезно застрял ваш автомобиль.

Однажды зимой компания друзей на двух джипах, возвращаясь с горячих источников в Чундже, что в Алматинской области, решила проехать через Бартогайское водохранилище и плато Ассы в Тургенское ущелье. Летом это возможно, но зимой дороги там нет.

Парни «рубились» через снежные переметы, где-то пробивали дорогу, где-то копали, но в конце концов застряли окончательно. А ведь перед поездкой можно было позвонить в любой джип-клуб и спросить, стоит ли пытаться пробиваться по бездорожью, когда можно вернуться в город по асфальту. Близилась ночь, запаса теплых вещей у путешественников не было, как не было запасов еды и горячего питья. Ребята решили идти за помощью, а две девушки остались сидеть в машинах. Итог этой поездки печален – один молодой человек погиб, второй вышел в село Тургень только через сутки.
Хорошо, когда друзья приходят на помощь, но вдруг вы оказались в месте, где отсутствует связь? Говорят, короткая дорога – знакомая дорога. Нарушившие это правило часто попадают в ловушку.

Опытный джипер Андрей Чипенко возглавлял бригаду техников на Дакаре, возил прессу, то есть фактически вне зачета прошел всю гонку. Его мнение таково:

– Не стоит оставлять автомобиль, потому что это все-таки место, где можно хоть как-то согреться, укрыться от ветра, спрятаться от диких животных, но надо трезво оценить ситуацию, без паники обдумать, где вы находитесь, вспомнить, когда вы проезжали последний раз какие-то населенные пункты и стоит ли к ним двигаться пешком.

Если машина застряла, Андрей советует приложить максимум усилий, чтобы высвободить ее из западни.

– Если нет связи, выбираться надо той дорогой, по которой вы приехали, то есть вас будут искать по вашим следам. Если вы уйдете и оставите автомобиль, через час ваши следы заметет снегом и вас не найдут. На Дакаре случалось такое, что машины закапывались в песок, и чтобы выйти на дакаровские трассы, стопроцентно нужно пройти все подготовительные тренинги езды по пескам и пересеченной местности.

Директор джип-клуба «Офф роуд Казахстан» Виталий Тарасенко занимается организацией джиперских соревнований. Он прокладывает трассы и спецучастки, на бездорожье этот человек – в своей стихии. Но когда-то и он делал первые шаги в автоспорте, а на месте пилота его часто подменяла жена Елена.

– В горах, в Иле-Алатауском национальном парке, в очень удаленном ущелье у нас перевернулась машина, – вспоминает Елена Тарасенко. – Мы были на двух машинах, но одна сломалась, а вторая оказалась на боку. Лебедок не было, перевернуть и поставить машину на колеса своими силами было нереально.

Двое мужчин ушли за помощью, и первых людей они встретили километров через сорок. Виталий и Лена остались ждать. Из еды у них была банка тушенки и полбулки хлеба, а помощь пришла только через четыре дня.
– Из каких-то подручных материалов мы умудрились соорудить удочку и начали ловить форель в маленькой речке, и за счет этого мы там выжили, – рассказывает Виталий Тарасенко.

– Помню, как заточили пилочку для ногтей и получился нож, – говорит Елена. – Оружия у нас никакого не было, и когда к нам пришли люди, егерь сказал, что в эти места они даже овец не приводят, потому что в глухом отщелке полно медведей, волков и кабанов.

Пословица гласит: не зная броду, не лезь в воду, но это правило не для джиперов. Оказалось, что одного умения водить машину по бездорожью мало, надо иметь запас еды, теплых вещей и какого-то снаряжения. С тех пор семья Тарасенко, отправляясь готовить трассы для соревнований, упаковывает багажник всем необходимым.

– Если попадаешь в неприятные ситуации, самое главное – не паниковать и не впадать в уныние, вести себя адекватно, тогда нужные мысли сами придут в голову. И еще один хороший совет – имейте надежных друзей, – говорит Виталий Тарасенко. – Из Алматы приехали три машины, и все вместе мы поставили перевернутый автомобиль на колеса.

– Во внедорожном автомобиле должны присутствовать домкрат, хайджек, или реечный домкрат, лопата, – говорит Андрей Чипенко. – И знайте, что спасут вас только ваши руки. Автомобиль выезжает из любой ситуации, если вы куда-то заехали, то сможете оттуда и выехать, только нужно знать, как это делается.

Главное правило: родные и близкие должны знать, куда вы едете и когда намерены вернуться. 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Авторизация

Календарь

Погода в Алматы

snowdragons2

 

snowdragons1

 

snowdragons3

 

snowdragons4

 

О сайте

Сайт www.mount.kz был создан командой "Снежных драконов" - путешественников и искателей приключений, которые живут в городе Алматы у подножия самого северного хребта горной страны Тянь-Шань.

1madina.png2tailan_group.png3restoran-tailan.png4xoz.png5mountkz.png6tailancopy.png
Яндекс.Метрика